- Раздел I
- Образ науки
- Что такое наука?
- Цель науки
- Что производит наука? Научные знания
- Чем еще ценна наука?
- Наука как процесс познания
- Методы научного познания
- Средства познания
- Специфика методов и средств в разных науках
- Знание о чем?
- Наука как социальный институт
- Перспективы развития науки
- Как будет развиваться наука в XXI веке?
- О паранауке
- Проблема возникновения науки
- Дата и место рождения науки
- Миф. Технология. Наука
- Проблема «европоцентризма»
- На гребне «социальной волны»
- Из плена времени
- «Большая наука»
- Особенности современной науки. Численность ученых в мире
- Рост научной информации. Изменение мира науки
- Наука и общество. Фашистская Германия. СССР
- Из жизни А. Эйнштейна
- Общество и научно-технический прогресс
- Технологические революции в истории человечества
- Три типа общества
- Коренные изменения в «первой природе»
- Радикальные преобразования во «второй природе». Энергия. Техника и технология
- Влияние развития техники и технологий на жизнь людей
- Влияние науки на религиозное восприятие мира
- Отношение к религии в век НТП. Социальный статус науки
- Изменение отношения к религии
- Потребность в диалоге
- Трудности во взаимоотношениях. Изменение отношений христианства и науки
- Влияние позитивизма
- Развитие представлений о мире и изменение «моделей» бога. Монархическая «модель» бога
- Деистическая «модель» бога
- Современные теологические концепции развития мира и роли бога в нем. Фундаментализм
- Новое отношение к библейской доктрине творения
- Теистический эволюционизм
- Вероятностный мир и новые «модели» бога
- «Модель» бога в теологии процесса
- Бог в мире относительности и вероятности
- Человек - не «венец творения»
- Возможности интеграции. Принцип дополнительности, религия и наука
- К единой картине мира
- Раздел II
- Наука и философия
- Позиция механистов
- Взгляды позитивистов
- «Коперниканский поворот» в философии
- Философия как аналитическая деятельность
- Противостояние позитивизму
- Структура научного знания
- Философские основания науки
- Взаимосвязь различных уровней знания
- Структура научной дисциплины
- Характер научного знания и его функции
- Функции научного исследования
- «Знать, чтобы предвидеть»
- Э. Мах о статусе описания в науке
- «Основная модель научного объяснения»
- Является ли процесс объяснения дедуктивным?
- Какой вид объяснения главнее?
- Почему колокола звонят на Пасху?
- Объяснение без понимания. Понимание без объяснения
- И все-таки понимание!
- «Основная модель научного предвидения»
- Структура процесса предвидения
- Характер прогноза
- Основания предвидения
- Особенности процесса научного познания
- В поисках логики открытия. Фрэнсис Бэкон
- Рене Декарт
- Критические аргументы
- От логики открытия к логике подтверждения
- Фальсифицируемость как критерий научности
- Концепция «третьего мира» К. Поппера
- Научные революции, парадигмы и научные сообщества
- Методология исследовательских программ
- Традиции и новации в развитии науки
- Традиционность науки и виды научных традиций. Нормальная наука как наука традиционная
- Знание явное и неявное
- Многообразие традиций
- Традиции и новации. Разнообразие новаций в развитии науки
- Незнание и неведение
- Новые явления и новые проекты
- Новации и взаимодействие традиций. Концепция «пришельцев» и явление монтажа
- Традиции и побочные результаты исследования
- Метафорические программы и взаимодействие наук
- Научные революции
- Природа фундаментальных научных открытий
- Два рода открытий
- Историческая обусловленность фундаментальных открытий
- Гелиоцентрическая система Коперника
- Геометрия Лобачевского
- Открытие Г. Менделя
- Редукционизм: его возможности и границы
- Стремление к синтезу
- Успехи редукционизма
- Как обосновывается редукционизм?
- Аргументы против редукционизма
- Контуры современной картины мира
- Единство науки и ее многообразие
- Идеалы научности
- Что такое идеал научности?
- Основания классических представлений о науке. Истинность как ценность и характеристика знания
- Фундаментализм
- Методологический редукционизм
- Социокультурная автономия научного знания и методологического стандарта научности
- Формы классического идеала
- Математический идеал
- Физический идеал
- Гуманитарный идеал
- Основные направления критики. Антифундаментализация
- «Трилемма Мюнхаузена»
- Плюрализация
- Экстернализация
- В поисках альтернатив
- Раздел III
- Статус и проблемы истории науки
- Зачем нужна история науки?
- История науки тоже имеет свою историю
- «Как это было?»
- «Презентизм» и «антикваризм» - методологическая дилемма историко-научного познания
- Открыл ли Колумб Америку?
- «Киммерийские тени» в истории познания
- Точка зрения Коллингвуда
- Принцип дополнительности в историко-научном исследовании
- Философия науки и история науки
- Социальные аспекты истории науки
- Дискуссии интерналистов и экстерналистов
- Общее основание в позициях методологических оппонентов
- Естественно-научное теоретизирование и понятие социальности
- Механизм действия социального заказа
- Философия в истории научных идей
- Разнообразие форм социальных отношений в истории науки
- Микросоциологические исследования
- Научное сообщество
- Некоторые итоги
- Общие модели истории науки
- Кумулятивистская модель. Общая характеристика
- Качественно различные этапы в непрерывном развитии науки
- Теоретическое и эмпирическое в исторических исследованиях
- Принцип непрерывности Э. Маха
- Непрерывность в истории через поиски предшественников
- Метафизические рассуждения как нарушающие непрерывность развития науки
- Научные революции в истории науки. Суть научной революции XVII в. по А.Койре
- Отношение к научным революциям представителей кумулятивистских моделей развития науки
- Научная революция как определитель хода последующего развития науки
- Сильные и слабые стороны трактовки научной революции Т.Куном
- Программа (парадигма) как проект дальнейших исследований и ее собственного развития
- Деятельность ученого в межреволюционные периоды
- Научная революция как смена фундаментальных оснований науки
- Осознание необходимости переосмысления понятия революции
- Нарушение логической стройности традиционных исторических реконструкций
- Разрушительная функция научной революции под вопросом
- Научные революции опять на заднем плане исторических исследований
- «Кейс стадис» как метод исследования. Общая характеристика кейс стадис
- Оценки историками науки нового типа исследований
- Исследования Т.Пинча как пример более радикального перехода к кейс стадис
- «Черные ящики» Т.Пинча как соединяющие настоящее с прошлым и будущим в истории науки
- Эмпирическое и теоретическое в исторических исследованиях нового типа
- Непрерывность истории в кейс стадис
- Методологические особенности кейс стадис
- Заключение
- Раздел IV
- Нормы и ценности научного сообщества
- Нормы и ценности науки
- Наука и ценности общества
- Нормативно-ценностная система научного сообщества
- Ученый и научное сообщество
- Автономия науки
- Институализация науки в ценностном измерении
- Становление науки как социального института
- Наука и идеология просвещения
- Наука, техника, производство
- Превращение науки в профессиональную сферу деятельности
- Бремя социальной ответственности
- Этика науки и ответственность ученого
- Знание человека и для человека
- Нормы научной деятельности
- Этос науки
- Социальная ответственность ученого
- Объективная логика развития науки и ответственность ученого
- Социальные силы и ответственность ученого
- Должна ли ограничиваться свобода исследований?
- Персоналии
- Литература
- Об авторах
Пособие по общему курсу «Философия и методология науки», изучение которого предусмотрено для подготовки магистров и аспирантов всех специальностей, охватывает основной комплекс проблем этой дисциплины, отражает современное состояние исследований в данной области. Ясный и образный язык работы, ее четкая структура, а также оригинальная методическая обработка делают это пособие интересным и доступным широкому кругу читателей.