Человек - не «венец творения»
В контексте современной научной картины мира теологами делаются новые акценты в их трактовке места человека в мире.
Творение мира — непрерывный процесс, характеризующийся множеством непредвиденных новшеств.
Одним из «непредвиденных новшеств» является и возникновение человека.
Этот процесс, считает А.Пикок, представляет собой «только одну, хотя, несомненно, золотую нить, которая вытягивается из запутанного клубка эволюционной истории». Внутримировое творение, таким образом, не направлено исключительно на человека. Это вовсе не уменьшает значения и достоинства человека. Но осознание данного факта поможет нам оценить мир «без всякого следа антропоцентризма».
С идеями центризма, замечает Х.Ролстон, нужно вообще быть очень осторожными, ибо они регулярно терпят поражение.
— Коперник опроверг представления о привилегированном положении Земли.
— Дарвин представил появление человека как результат слепого естественного отбора.
— Эйнштейн поставил определение нашего местонахождения в пространстве и времени в зависимость от положения наблюдателя.
Конечно, мы, анализируя вопрос о происхождении универсума, не можем не учитывать «человеческий фактор», но все же можно было бы «только пожалеть, если бы вся эта величественная Вселенная оказалась нужной только для нашего появления или даже для разбрасывания очагов разума повсюду во Вселенной».
Таким образом, представление об универсуме как обусловленном изначальной божественной целью — создать человека — встречает серьезные возражения у многих теологов.
Более того, некоторые богословы вообще трактуют возникновение нашего универсума как результат простой случайности и считают возможным принять точку зрения о существовании многих миров, низвергая тем самым не только идею антропоцентризма, но и утверждения об особом статусе именно нашей Вселенной.