-
- Предисловие
- Введение о задачах социальной философии
- Проблема социальной философии
- Социальная философия и социология
- Социальная философия и философия права
- Критика "историзма"
- Социальная философия и философия истории
- О характере закономерности общественной жизни
- Онтологическая природа общества
- Общество и индивид
- Историческое введение
- Сингуляризм в его двух основных видах
- Логическая проблема "общего" и "единичного" в применении к общественной жизни
- Органическая теория общества
- "Я" и "Мы"
- Соборность и общественность
- Духовная природа общества
- Критика социального материализма
- Критика социального психологизма
- Общественное бытие как духовная жизнь
- Природа человека и нравственное начало общественной жизни
- Основной дуализм общественной жизни
- Основные принципы общественной жизни (об общественном идеале)
Труд С. Л. Франка "Духовные основы общества" распадается на две последовательные темы: первая анализирует наиболее популярные социальные концепции XIX–XX вв.: историзм, биологизм, психологизм. Эти идолы социальной науки XIX в. создавали иллюзию возможности сведения общественной жизни к "естественным" первоосновам, которые можно было бы описывать языком позитивной науки. Простые, но неотразимые аргументы С. Л. Франка обнаруживают внутреннее противоречие этих установок, тщетно стремящихся вывести высшее из низшего. Параллельно автор вводит принципиальное для него различение "соборного" и "общественного". Общество — не производное объединение отдельных индивидов, а первичная целостность, в ней (и только в ней) человек дан как конкретность. Выбирая в качестве первоначала МЫ или Я, философы выбирают "ложь отвлеченного коллективизма" или "ложь отвлеченного индивидуализма". Не уступая в тонкости анализа столпам экзистенциализма и диалогизма, С. Л. Франк доказывает, что "я", "ты" и "мы" соотносительны и "одинаково первичны".