Социальная философия
Общество и его структура
Общество (в широком значении) — это общность, совместная жизнь людей, мир социальных явлений. Это форма бытия, характеризующаяся целенаправленной совместной трудовой деятельностью людей, создающих мир социокультурных явлений, отличных от мира природы.
Общество (в узком понимании) — это самодостаточная социальная группа людей, обладающая способностью человеческого коллектива к самод еят ельности.
Модели понимания общества в истории философии:
1) Натуралистическая модель, то есть сведение закономерностей общественного развития до уровня неизменных природных начал и жесткая привязка только к различным природным факторам: климату, географической среде, расовым особенностям людей.
2) Идеалистическая модель — это абсолютизация роли сознания в жизни общества, рассмотрение его как определяющей силы общественного процесса.
3) Материалистическая модель, то есть признание конечного первенства реального бытия людей над их сознанием. В данном случае под общественным бытием понимается не вся социальная жизнь общества, включающая и материальные, и идеальные компоненты, а только базисные материальные основы общества, которые отражаются в общественном сознании.
Структура общества
Самые большие группы людей (по отношению к управлению и власти): государство и гражданское общество.
Гражданское общество — это естественно складывающиеся классы, социальные и этнические группы, профсоюзы, неформальные организации и, вообще индивиды, а также их неполитические связи и отношения.
Государство — это социальный институт, предназначенный для организации и управления обществом в интересах определенных классов и социальных групп с помощью особого слоя людей — государственного аппарата.
Процесс демократизации предполагает формирование развитого гражданского общества и правового государства.
Социальные классы:
1) эксплуататорский класс крупных и средних собственников (владельцев) действующих факторов производства;
2) эксплуатируемый ими класс работников, лишенных целиком или в значительной мере собственности на средства производства;
3) класс мелких собственников средств производства, которые не эксплуатируют чужой труд и сами не подвергаются частнособственнической эксплуатации, однако не избавлены от налоговой, ростовщической и торговой эксплуатации, лишающей их большей части или даже всего произведенного ими прибавочного продукта. Первые два являются антагонистическими, а третий — промежуточным между ними. Каждый из перечисленных классов состоит из различных прослоек, а в добуржуазных обществах — сословий (или каст).
Таким образом, с понятием «класс» связано обозначение социально- политического неравенства в обществе.
Большие социальные структуры по исходным типам человеческих отношений:
1. Базис общества: производственные отношения и взаимосвязанные с ними производительные силы.
2. Надстройка: политико-юридические отношения, политические идеи и теории, право, политические организации и учреждения.
Базис и надстройка взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга. Однако, не смотря на большую относительную самостоятельность надстройки, в конечном итоге, по отношению к ней экономическая структура является основополагающей, первичной. Роль базиса и надстройки как элементов общественной формации раскрыл К. Маркс.
Производительные силы и производственные отношения:
Их единство образует тот или иной исторический общественный способ производства.
Производительные силы — это те вещественные и духовные факторы, благодаря которым осуществляется процесс производства. Они делятся на производительные силы людей (навыки, квалификация, организация, информация, воля и др.), производительные силы природы, освоенные людьми (средства производства), подразделяющиеся на орудия труда и предметы труда. Особое место в производительных силах занимает наука, которая интегрирует первый и второй элемент в единое целое.
Производственные отношения — это отношения возникающие между людьми в процессе производства, присвоения, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Сферы жизнедеятельности общества:
Экономическая сфера — «вбирает в себя» отношения и деятельность по поводу производства, присвоения, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Социальная сфера — это сфера где социальные группы людей взаимодействуют по поводу общественного положения, места и роли в жизни общества.
Политическая сфера — это сфера деятельности людей по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти в интересах определенных классов и социальных сил. Ядром политической системы общества является государство.
Духовная сфера — это сфера духовного производства, функционирования социальных институтов, создающих, накапливающих и передающих знания, ценности и проекты.
Сферы жизни общества находятся в тесной взаимосвязи, воздействуют друг на друга. Экономическая сфера выступает главной детерминантой других сфер. Однако, несмотря на общую зависимость от экономической сферы развитие каждой сферы происходит и по своим законам.
Специфика социальной сферы состоит в том, что, во-первых, социальные группы формируются и превращаются из материально- производственной в социальную общность только в ней и, во-вторых, все процессы происходящие здесь, протекают еще не по сознательному выбору, а объективно, как в экономической сфере.
По настоящему социальные группы себя реализуют только в политической сфере, которая как бы концентрирует сферу социальную. Политика отражает соотношение социальных сил, через нее реализуются социальные потребности людей. Политическая сфера отличается от предыдущих сознательностью, осознанностью выбора, активностью субъектов деятельности и отношений. В ней осмысливаются, формируются и реализуются коренные интересы и цели классов.