Философское знание в Древней Руси
Древнерусская философия – это начальный период становления русской философии, который относится к XI–XVII вв.
Отличительные особенности древнерусской философии – отсутствие самостоятельного статуса и совокупность с религиозным мировоззрением.
Внутри этого исторического типа философии можно вычленить конкретные периоды:
– XI–XIV вв. (процесс формирования древнерусской философии);
– XV–XVI вв. (эпоха расцвета древнерусской философии);
– XVII в. (начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейской). Возникает древнерусская философия в Киевской Руси благодаря процессу христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 г. Черты и образы древнерусской философии:
– славянское языческое мировоззрение и культура;
– много образов, идей и концепций античной философии;
– восточно-христианская философская и богословская мысль.
Характерной чертой развития русской философии является то, что она проходит через развитие всей русской культуры. Многие философские идеи воплощаются и выражаются через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры.
Единство философии и культуры имело положительные и отрицательные последствия:
– русская культура была философски наполнена, духовно богата и значима, ведь философия была органично вплетена в общий язык культуры, служившей ей родным домом;
– это соединение культуры и философии сдерживало развитие философии как самостоятельного и профессионального вида деятельности, не способствовало разработке понятийно-логического аппарата собственно философского знания и созданию философских систем.
Характер древнерусской философии был достаточно широким и многозначным:
– распространенным было учение о стихиях как первоэлементах, ведущее свое начало из античной философии, различные природные явления и человеческое естество связывались с борьбой, сочетанием и взаимопереходом воды, огня, воздуха, земли – первичных стихий;
– философское знание выполняло не только мировоззренческую функцию, но и функцию мудрости, в том числе житейской мудрости, праведности помыслов и поступков людей;
– этическая и историческая мысли основывались на теократическом принципе христианства: эмпирическая, земная, светская реальность подчинялась божественному началу;
– смысл истории раскрывался через борьбу двух начал – Бога и дьявола, олицетворяющих силы добра и зла, света и тьмы.
Набором правил практической философии наполнено «Поучение» князя Владимира Мономаха (1053–1125), изложившего этический кодекс поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом, побеждать дьявола и своих врагов.
С XVI в. появляется идея русского религиозного мессианства – особой миссии русского царства и народа – идея Святой Руси. Она стала первым идеологическим оформлением национального русского самосознания.
Уже с XVII в. многие рассматривали философию как мирское знание, начиная тем самым процесс ее секуляризации – освобождения от церковного влияния.
В XVII в. происходила постепенная смена средневекового типа русской философии ее новоевропейским типом, а в XVIII в. русская философия была освобождена от церковного влияния.