Примечания

1. Воспроизводится по изданию: Н.О.Лосский, «История русской философии», М., «Советский писатель», 1991.

2. См. В. Туркалевский, Философские тенденции в русском обществе XVIII в., Журнал министерства народного просвещения, май, 1911; С. Г. Вернадский, Русские масоны в царствование Екатерины II, Записки историко-филологического факультета Императорского С.-Петербургского университета, 1917; В. Боголюбов, Н. Новиков и его время, М., 1916.

3. Там же. стр. 6

4. См. Г. С. Сковорода. Избранные труды, Петербург, 1912; Эрн, Г. С. Сковорода, М., 1912; Д. Чижевский, Философия Г. С. Сковороды, Варшава, 1934.

5. А. Н. Радищев, Избранные философские сочинения, Госполитиздат, 1949, стр. 359; см. также И. Лапшин, Философия Радищева, 1922.

6. Здесь и далее арабские цифры указывают на нумерацию страниц, а римские цифры — на порядковые номера томов. Слова «страница» и «том» выпущены.

7. См. Н. Лосский, Учение Лейбница о перевоплощении как метаморфозе, Избранные труды Русского научного института в Праге, т. 2, 1931; на немецком языке: «Leibniz Lehre von der Reinkarnation als. Metamorpho-se>, «Archiv fur Geschichte der Philosophic» (Учение Лейбница о перевоплощении как метаморфозе, «Архив истории философии», ноябрь, 1931)

8. См. А. Ялчанинов, Мистицизм М. М. Сперанского, Богословское обозрение, 1906.

9. По вопросу о влиянии Шеллинга см. V. Setsсhkагеff, Schellmgs Emfluss in der russischen Literatur der 20 er und 30 er Jahre des XIX Jahrhunderts, Leipzig, 1939 (В. Сечкарев, Влияние Шеллинга на русскую литературу 20—30-х годов XIX столетия. Лейпциг, 1939)

10. И. В. Киреевский. Полное собрание сочинений, издание Гершензона, Т. I, M., 1911, стр. 5. Здесь имеются в виду пленные офицеры наполеоновской армии, взятые в плен русской армией во время кампании 1812 года,

11. Письма к Жуковскому (II, 236) и Хомякову (II, 231). То же самое Киреевский писал и Шевыреву 26 октября 1831 г., в связи с упоминанием о выходе в свет «Европейца».

12. См. Кошелев, История беседы, т. I, стр. 285. 2 Барсуков, Жизнь и труды Погодина, т. I, стр, 302.

13. См. И. В. Киреевский, Полное собрание сочинений, т. II, стр. 38.

14. Фраза в скобках была вычеркнута цензором. Полагаю, что ее следует включить в цитату.

15. См. «О необходимости и возможности новых начал для философии», впервые напечатано в «Русской беседе» в 1856 г.

16. См. статью «Характер европейской цивилизации» в «Московском сборнике», т. I, 1852, стр. 177

17. См. ответ Хомякову, написанный в 1839 г

18. Киреевский ошибочно полагал, что cogito ergo sum является силлогизмом.

19. Т. Грановский, Н. Станкевич, стр. 112

20. Название двух последних книг даны в переводе с англ, яз. — Прим. Ред. См.: книгу В. Соловьева «Чтения о Богочеловечестве»

21. О Киреевском см. В. Лесковский, Киреевский, 1899; А. Коуre, La philosophie et le probleme national en Russie au debut du XIX siecle, aris, 1929 (А. Койр, Философия и национальная проблема в России в начале XIX в., Париж, 1929); I. Smо1itsch, I. V. Kireyevsky, Leben und eltanschauung, Breslau, 1934 (И. Смолич, И. В. Киреевский, Жизнь и миросозерцание, Бреславль, 1934); А. Сaats, I. Kireyevsky, Paris, 1937 (А. Каац, И. Киреевский, Париж, 1937); N. Dorn, I. Kireyevsky, Paris, 1938 (H. Дорн, И. Киреевский, Париж, 1938).

22. До 60-х годов, вплоть до великих реформ Александра И, русская культура была главным образом представлена выходцами из класса дворян-землевладельцев.

23. См. статью графа Остен-Сакена в альманахе «Утро», 1866; А. 3 а витневич, А. С. Хомяков, I, 101.

24. А. С. Хомяков, Полное собрание сочинений, в 8 томах.

25. Обо всех вещах, доступных познанию.

26. Приводится В. Завитневичем (А. 3авитневич. А. С Хомяков, (I,6).

27. Как и многие другие философы, Хомяков неверно истолковывал систему Гегеля как систему абстрактного панлогизма см. статью N. Lossky, Hegel als Intuitivist, Blatter fur Deutsche Philosophie, IX, 1935 (H. Лосский, Гегель как интуитивист. «Записки по немецкой философии», ноябрь 1935

28. «Противопоставлением греха против Сына Человеческого греху против Духа Святого» (II, 229).

29. О Хомякове см. В. 3авитневич, А. С. Хомяков, в 2 томах, 1903 и 1913 гг.; Е. Scobtsova, A. Khomiakov, Paris, V. М С. A. Press, 1926 (Е. Скобцова, А, Хомяков, Париж, УМКА, 1926); Н. З ернов, Три русских пророка: Хомяков, Достоевский» Соловьев, 1937; A. Gratiaux, A. S. Khomjakov et le mouvement Slavophile, Paris, 1939. (А. Грацио, А. С. Хомяков и славянофильское движение, Париж, 1939); Р. Ваrоn, Vn Thiologien Laie orthodox russe an XIX s, Alexis S. Khomiakov, Rome Pontif. Institum Orient Studiorum, 1940 (П. Барон, Русский советский православный богослов в XIX в.: Алексей, С. Хомяков, Рим); С. Большаков» Учение об единстве Церкви в работах Хомякова, Лондон, 1946; Н. Бердяев, А. «Хомяков» (названия работ, переведены с англ, яз.) — Прим. ред.

30. Название книги переведено с англ, яз. — Прим. ред.

31. См. «Сочинения и письма Чаадаева» в 2 томах, под редакцией Гершензона, 1913–1914; М. Гершензон, П. Я. Чаадаев, Жизнь и мысли, 1908; Charles Quenet, Tchaadaev et les Lettres Philosophigues, Paris, 1931 (ШapльКине, Чаадаев и его «Философские письма», Париж); Е. Moskoff, Tchaadaev (E. Москов, Чаадаев). См. Соч. Чаадаева в Библиотеке «Вехи»

32. Николай Владимирович Станкевич. Переписка его и биография, написанная П. В. Анненковым, М., 1858. Эта книга является источником моей информации о философских воззрениях Станкевича.

33. «Труды Русского научного института в Белграде», IX, 1933.

34. В. Г. Белинский. Статьи и рецензии, т. I, Гослитиздат, 1948, стр. 464.

35. В. Г. Белинский, Собрание сочинений, т. I, 1919, стр. 493–494.

36. В. Г. Белинский, Статьи и рецензии, т. I, стр. 469.

37. В. Г. Белинский. Статьи и рецензии, т. I, стр. 469.

38. Там же, стр. 511

39. Так в кружке Станкевича называли Гегеля.

40. В. Г. Белинский. Избранные философские сочинения, т. I, 1948, стр. 572–573.

41. В. Г. Белинский, Письма, т. II, СПБ, 1914, стр. 247.

42. М. Иовчук, Белинский, его философские и общественные взгляды, Гослитиздат, 1939.

43. В. Г. Белинский, Избранные философские сочинения, т. II, 1948, стр. 529.

44. В. Г. Белинский. Статьи и рецензии, т. III, стр. 660.

45. Там же, стр. 659, 661, 662.

46. Там же, стр. 710.

47. В. Г. Белинский. Статьи и рецензии, т. III, стр. 788.

48. А. И. Герцен, Собрание сочинений, в 22 томах, под редакцией М. Лемке, 1920; А. И. Герцен, Избранные философские произведения, 2 тома, Госполитиздат, 1948. Далее я буду ссылаться на страницы последнего издания.

49. В. И. Ленин, Соч., т. 18, стр. 10.

50. А. И. Герцен, Избранные философские произведения, т. I» Госполитиздат, 1948, стр. 278, 279, 280.

51. Там же, стр. 282.

52. А. И. Герцен, Избранные философские произведения, т. П. Госполитиздат, 1948, стр. 296, 297, 298.

53. А. И. Герцен, Избранные философские произведения, т. II. Госкомиздат, 1948, стр. 148.

54. Там же, стр. 102–103.

55. См. Г. Шпет, Философское мировоззрение Герцена, М., 1920; R. Gab гу, A. Hertsen essai sur le formation et ledeveloppement de ses idees, Paris, 1928 (P. Габри, А. Герцен, Очерк происхождения и развития его идей).

56. Павлов-Сильванский, профессор русской истории, написал статью о них в «Былом» (VII, 1907), озаглавленную «Материалисты 20-х годов».

57. М. Бакунин, Собрание сочинений и писем, в 4 томах, 1934–1935. Oeuvres, 6 vol, Paris, 1907–1913 (Сочинения, в 6 томах. Париж); М. Nеttlau. Thi Use of M. Bakunin, 3 vols, London, 1894–1900 (M. Hетлау, Жизнь Бакунина» в 3 томах, Лондон); А. Корнилов, Юность Бакунина, 1915; Странствия М. Бакунина, 1925; Ю. М. Стеклов, М. А. Бакунин, в 4 томах, 1926; Е. Саrr, М. Bakunin, London, 1937 (Е. Карр, М. Бакунин, Лондон).

58. Н. Г. Чернышевский, Дневник, «Литературное наследство», т. I, ГИЗ, 1928, стр. 276.

59. См. Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, 1906, т. II, стр. 122.

60. Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, Гослитиздат, 1949, т. XIV, стр. 669; см. также Стеклов, Н. Г. Чернышевский, I, 243.

61. См. Н. Г. Чернышевский, Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь, Полное собрание сочинений, 1906, т, X, часть. 2.

62. Н. Г. Чернышевский. Что делать? Молодая гвардия, 1948, стр. 146.

63. Н. Г. Чернышевский, Избранные философские сочинения. Господитиздат» 1950, т. I, стр. 97.

64. Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, в 10 томах,

65. I. Lapshine, la phenomenologte de la conscience religieuse dans la litterature russ, PubL bythe Free Russian University, № 35, 25–28. Prague (И. Лапшин, Феноменология- религиозного сознания в русской литературе; Прага, изд. Свободного русского университета, стр. 25–28).

66. См. Л. А. Плоткин, Писарев и литературно-общественное движение в 60-х годах, АН СССР, 1945, стр. 221.

67. Д. И. Писарев, Соч., в 6 томах, 1894; его же: Избранные сочинения, в 2 томах, М.; Л. А. Плоткин, Писарев, 1940; F. Barghoorm, D. I. Pisarev: a Representative of Russian Nihilism, The Review of Politics, II, april, 1948 (Ф. Баргурм, Д. И Писарев — представитель русского нигилизма, «Политическое обозрение», апрель, 1948)

68. И. М. Сеченов, Кому и как разрабатывать психологию? «Вестник Европы», апрель, 1873, стр. 597

69. И. М. Сеченов, Рефлексы головного мозга, 1866; его же: Психологические исследования, 1873; его же: Избранные философские и психологические произведения, Госполитиздат, 1947.

70. Основные работы Лаврова: Исторические письма (под псевдонимом Миртов), Опыт истории мысли (не окончена), Избранные сочинения, Петроград, 1918–1920.

71. Н. К. Михаиловский. Полное собрание сочинений, т. I, предисловие к третьему изданию, стр V. 3 Там же, стр. 347.

72. См. Н, К. Михайловский. Полное собрание сочинений, т. I, стр. 164.

73. Там же, стр. 69.

74. Там же, стр. 492.

75. См. Н. К. Михайловский. Полное собрание сочинений, стр, 166.

76. Там же, стр. 308.

77. К. Д. Кавелин, Собрание сочинений, т. III, стр. 934.

78. См. К. Д. Кавелин, Избранные сочинения, 1899.

79. См. «Вестник Европы», 1875 г.

80. М. Troitsky, Science, of the Spirit (Наука о духе); German, Psychology in the Present Century, vols. 2 (Немецкая психология, XIX в., в 2 томах).

81. Н. Кареев, Общие вопросы философии истории, в 3 томах, 1883, 1890; Историко-философские и социологические этюды, 1895.

82. Н. Я. Данилевский, Россия и Европа, СПБ. 1888, стр. 125.

83. Н. Я. Данилевский, Россия и Европа, СПБ, 1888, стр. XXVIII.

84. Основные работы Н. Н. Страхова: Метод естественных наук, 1865; Мир как целое, 1872; Борьба с Западом в нашей литературе, в 3 томах, 1882, 1883, 1896; Об основных понятиях психологии и физиологии, 1886; О вечных истинах, 1887; Из истории литературного нигилизма, 1892; о Страхове см. Чижевский, Гегель в России, стр. 266–283.

85. К. Леонтьев, Собрание сочинений, в 8 томах.

86. Цитата из книги Чижевского «Гегель в России» дается в переводе с англ. яз.

87. См. В. Соловьев, Три характеристики, стр. VIII. Работы Юркевича: Сердце и его значение в духовной жизни человека, «Труды», Киев, Духовная семинария, I860; Идея, «Журнал министерства народного просвещения», I860; Разум по учению Платона и опыт по учению Канта. «Московские университетские известия», 1885. Названия работ Юркевича переведены с англ. яз. — Прим. ред.

88. Кудрявцев-Платонов, Избранные сочинения, издание Духовной академии, в 3 томах, 1892–1894.

89. См. Н. Ф. Федоров, Философия общего дела, с биографическим очерком Остромирова, Харбин, 1928.

90. Цитата дана в переводе с англ. яз. — Прим. перев.

91. С. Соловьев написал историю России в 29 томах.

92. См. С. Лукьянов, Соловьев в юности.

93. Письмо к Е. В. Романовой от 31 декабря 1872 г.

94. Стихотворения Владимира Соловьева, издание 5, под редакцией С. М Соловьева, стр. 171.

95. Э. Радлов, Владимир Соловьев. Жизнь и учение, издательство «Образование», СПБ, 1913, стр. 17.

96. «Письма Соловьева», под редакцией Э. Л. Радлова, т. II, стр. 338.

97. Там же, т. Ill, стр. 36.

98. Там же, т. II, стр. 110.

99. Князь Е. Трубецкой был личным другом В. Соловьева.

100. «Письма Соловьева», под редакцией Э. Л. Радлова, т, III, стр. 25.

101. «Письма Соловьева», стр. 189.

102. См. Strernooukhov, V. Soloviev, sa mission et son oeuvre, p. 216, 230 (Стремоухов, В. Соловьев, его миссия и его дело)

103. «Письма Соловьева», под редакцией Э. Л. Радлова, т. III, стр. 215.

104. Там же, стр. 193.

105. См. статью в «Русской мысли», XXIX, 1926, стр. 136.

106. «Письма Соловьева», под редакцией Э. Л. Радлова, дополнительный том, 1923» стр. 6. Цитата дана в переводе с англ. яз. — Прим. перев.

107. Там же, письмо № 15, к Тавернье (январь 1898 г.). Цитата дана в переводе с англ. яз. — Прим. перев.

108. Е. Трубецкой, Миросозерцание В. Соловьева, 1912, т. I, стр. 3, 18.

109. Там же, стр. 33.

110. См. Stremooukhov, V. Soloviev, sa mission et son oeuvre, p. 309.

111. «Письма Соловьева», под редакцией Э. Л. Радлова, дополнительный том, 1923, стр. 239.

112. Там же, т. I, стр. 171.

113. Там же, т. III, стр. 191.

114. В. Соловьев, Стихотворения, издание 7, под редакцией и с предисловием С. М. Соловьева, издательство «Русский книжник», М., стр. 84.

115. Е. Трубецкой, Миросозерцание В. Соловьева, 1912, т. I, стр. 12.

116. С. Лукьянов, Соловьев в юности, т. III, стр. 134.

117. Е. Трубецкой, Миросозерцание В. Соловьева, 1912, т. I, стр. 17

118. «Письма Соловьева», под редакцией Э. Л. Радлова, т. I, стр. IV.

119. Там же, дополнительный том, стр. 64. Цитата дана в переводе с англ. яз. — Прим. перев.

120. «Письма Соловьева», под редакцией Э. Л. Радлова, т. II, стр. 228.

121. «Письма Соловьева», под редакцией Э. Л. Радлова, т. III, стр. 88.

122. Там же, дополнительный том, письмо к Тавернье (май 1896 г.), стр. 220.

123. Е. Трубецкой, Мировоззрение В. Соловьева, 1912, т. I, гл. 2 и 10; Stremoukhov, V. Soloveiv, sa mission et son oeuvre, p. 8. (Стремоухов, В. Соловьев, его миссия и его дело, стр. 8).

124. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. II» издание товарищества «Общественная польза», СПБ, стр. 264–268.

125. Цитата переведена с англ. яз. — Прим. ред.

126. Е. Трубецкой, Миросозерцание В. Соловьева, 1912» т. I» стр. 334.

127. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. I, СПБ, стр. 320.

128. См. там же, стр. 321.

129. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. II, СПБ, гл. XLIV.

130. См. там же, т. III, стр. 23.

131. См. В. С Соловьев, Собрание сочинений, т. III, СПБ, «Чтения о Богочеловечестве».

132. Там же, т. II, стр. 220.

133. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. III, стр. 102.

134. Там же, стр. 102.

135. Там же, стр. 323.

136. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, стр. 134–135.

137. Там же, стр. 156.

138. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, стр. 338.

139. Там же, стр. 341.

140. Там же, «Чтения о Богочеловечестве», гл. VII.

141. Там же, гл. VIII.

142. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, стр. 111.

143. См. там же, т. VI, СПБ, «Смысл любви», стр. 405; т. III, «Чтения о Богочеловечестве», гл. VIII; La Russie et l'Eglise Universelle, стр. 258–262 (Россия и Вселенская Церковь): т. VIII, «Идея гуманности у Огюста Конта», стр. 240; т. IV, «История и будущность теократии», стр. 231

144. См. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. I, СПБ, стр. 228, 263; т. II, стр. 303; т. III, стр. 134, т. IV, стр. 305.

145. Там же, т. VII, стр. 205.

146. О сущности эволюции см. статью Н. Лосского «Пределы эволюции» («Журнал философских исследований», т. II, октябрь, 1927). Названия статьи Н. Лосского и журнала даны в переводе с англ. яз. — Прим. перев.

147. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. IV, СПБ, стр. 302.

148. Цитата переведена с англ. яз. — Прим. ред.

149. В. С Соловьев, Собрание сочинений, т. IV, СПБ, стр. 582.

150. Там же, стр. 347.

151. См. статью Лукьянова «О Вл. С. Соловьеве в его молодые годы. Материалы к его биографии» в «Журнале министерства народного образования», июнь, 1917, стр. 19.

152. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. V, СПБ, стр. 384.

153. Там же, т. III, стр. 23.

154. В. С. Соловьев, Оправдание добра, издание 2, стр. 18.

155. См. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. VI, СПБ, «Смысл Любви», стр. 364.

156. См. там же, стр. 379.

157. В. С, Соловьев, Собрание сочинений, т. IX. «Жизненная драма Платона», стр. 234.

158. В. С. Соловьев. Оправдание добра, издание 2, гл. VIII, стр. 184.

159. См. В. С. Соловьев, Оправдание добра, издание 2, гл. XV, XVI, XIX.

160. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т» I, СПБ. стр. 214.

161. Там же, стр. 224.

162. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. I, СПБ, стр. 225.

163. См. там же, т. IV, СПБ, стр. 3.

164. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. V» стр. 357,

165. В. С. Соловьев. Оправдание добра, издание 2, стр. 292.

166. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. V, СПБ, стр. 69–70.

167. Там же, т. VI, стр. 479.

168. См. ст. Соловьева, Россия и Европа, Немецкий подлинник и русский список (Собрание сочинений, т. V).

169. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. V, СПБ, стр. 163–164.

170. Там же, стр. 170.

171. Там же» стр. 195, 206.

172. «Письма Соловьева», под редакцией Э. Л. Радлова, дополнительный том, стр. 40. (Цитата переведена с англ. яз. — Прим. ред.)

173. См. В. Соловьев, Собрание сочинений, т. VIII, СПБ, стр. 125.

174. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. V, СПБ, стр. 381–383.

175. Там же, стр. 25.

176. Там же, т. IV, стр. 392.

177. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. IV, СПБ, стр. 394. 2 Там же, стр. 397

178. В. С Соловьев, Собрание сочинений, т. VI, стр. 18.

179. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. VI, СПБ, стр. 43.

180. Заглавие статьи переведено с англ. яз. — Прим. ред.

181. В. С. Соловьев, Оправдание добра, издание 2, стр. 344. 2 В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. V, СПБ, стр. 67 3 Там же, т. IV, стр. 387.

182. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. V, стр. 450.

183. Там же, стр. 384.

184. Там же, т. VI, стр. 392.

185. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т V, СПБ» стр. 464.

186. Там же, стр. 509.

187. В. С Соловьев. Собрание сочинений, стр. 242.

188. Цитата переведена с англ. яз. — Прим. ред.

189. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. III, СПБ, стр. 364–365.

190. О «металогической иности» см. С. Франк, предмет знания на французском языке: La connaissance et l'etre (Знание и предмет).

191. См. В. С. Соловьев, Собрание сочинений, т. I, СПБ, стр. 89.

192. Под «Гераклитовым током» Соловьев подразумевал теорию этогофилософа о том, что «все течет» (panta re).

193. Е. Трубецкой, Миросозерцание В. Соловьева, 1912, т. II, стр. 250.

194. Некоторые ценные соображения о других важных недостатках со-ловьевского учения можно найти в книге: Е. Трубецкой, Миросозерцание В. Соловьева, 1912, т. I, гл. IX.

195. «Стихотворения Владимира Соловьева», издание 5, под редакцией С М. Соловьева, стр. XIV–XVI.

196. Цитата переведена с франц. яз. — Прим. ред.

197. См. также «Hegel bei den SIaven», ReIchenberg, 1934 («Гегель, у славян», Рейхенберг, 1934). Страницы книги, посвященные влиянию Гегеля на русскую мысль, написаны Д. И. Чижевским.

198. Б. Н. Чичерин, Основания логики и метафизики, М., 1894, стр. 218.

199. См. там же, стр. 356.

200. См. Б. Н. Чичерин, Положительная философия и единство науки, 1877, стр. 251 и 316.

201. Б. Н. Чичерин. Основания логики и метафизики, М., 1894, стр. 271.

202. Там же, стр. 341.

203. Б. Н. Чичерин. Основание логики и метафизики, стр. 341.

204. В. Н. Чичерин, Мистицизм в науке, М., 1880, стр. 51; Hegel, Philosophic der Rechts (Гегель. Философия права), гл. 5–7

205. См. Б. Н. Чичерин, Основания логики и метафизики, М., 1894, стр. 70.

206. См. также статью: Н. Лосский, Гегель как интуитивист.

207. Б. Н. Чичерин, Принципы этики; см. «Вопросы философии и психологии», 1897, стр. 640.

208. См. Б. Н. Чичерин, Положительная философия и единство науки, стр. 120.

209. См. Н. Г. Дебольский, О диалектическом методе, ч. I, 1872, стр, 105.

210. «Журнал министерства народного просвещения», Петроград» новая серия, часть LIV, ноябрь, 1914 г.

211. Работы Н. Г. Дебольского: О диалектическом методе, 1872; Философия будущего. Соображения о ее начале, предмете и системе, 1880; О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности, 1886; Философия феноменального формализма, в 2 томах, 1892 и 1895 гг.; Понятие красоты, «Журнал министерства народного просвещения», № 8, 1898; Об эстетическом идеале, «Вопросы философии и психологии», ноябрь — декабрь 1900 г.

212. Цитата переведена с англ. яз. — Прим. ред.

213. П. Бакунин. Основы веры и знания, СПБ, 1886, стр. 401–405.

214. О современниках Бакунина, идеалистах 40-х годов, см.: А. А. Корнилов, Молодые годы Михаила Бакунина, 1915, и Годы странствий Михаила Бакунина, 1925.

215. Основные работы М. И. Каринского: Критический обзор последнего периода германской философии; Классификация выводов, 1880, Об истинах самоочевидных; Разногласия в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных, 1914:, см. также Э. Л. Радлов, М. И. Каринский — творец русской критической философии, 1917.

216. Эта книга опубликована в «Журнале министерства народного просвещения» за период с 1901 по 1914 г., а в 1914 г. появилась в отдельном издании: цитирую по «Журналу министерства народного просвещения».

217. См. «Журнал министерства народного просвещения», август 1901 г., стр. 326 и дальше; «Журнал министерства народного просвещения», сентябрь 1901 г., стр. 101–108.

218. Там же, июль 1903 г., стр. 2.

219. См. там же, сентябрь — декабрь 1905 г.

220. См. «Журнал министерства народного просвещения», май — август 1901 г., стр. 324; ноябрь 1903 г., стр. 200,

221. См. там же, май 1906 г.

222. См. там же, август 1908 г.

223. «Журнал министерства народного просвещения», ноябрь 1914 г., стр. 141.

224. Там же, стр. 146.

225. Работы Грота: Психология чувствования в ее истории и главных основах, 1880; К вопросу о реформе логики, 1882; статьи в журнале «Вопросы философии и психологии», редактором которого был Грот.

226. София, Русско-болгарское издательство, 1921

227. Цитата дается в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

228. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, СПБ, 1901, т. XXXIII, стр. 921. — Прим. ред.

229. См. Е. Трубецкой, Смысл жизни, 1918.

230. Цитата дается в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

231. Художественное и мистическое богатство русской иконописи стало более или менее доступным для всех народов благодаря публикациям Semmarium Kondakovianum, основанного в изгнании (в Праге) учениками замечательного русского историка Н. П. Кондакова. Более богатый материал о русской иконописи можно найти в замечательных брошюрах Е. Трубецкого — «Два мира в древнерусской иконописи» и «Умозрение в красках». Эта цитата дана в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

232. Цитата дана в переводе с англ. яз. — Прим. ред

233. Основные работы Козлова (помимо упомянутых выше): Философские этюды, ч. 1, 1876; Философия как наука» 1887; см. также С. А. Аскольдов, А. А. Козлов, 1912.

234. «Вопросы философии и психологии», XXXII, 1896. Там же, стр. 270.

235. Одна из статей Лопатина называется «Спиритуализм, как психологическая гипотеза», «Вопросы философии и психологии», XXXVIII, 1897.

236. Основные работы Лопатина: Положительные задачи философии, т. I, 1886 (издание 2 в 1911 г.); т. II, 1891; также сборник статей в честь Лопатина, 1911.

237. «Вопросы философии и психологии», 1893.

238. См. П. Астафьев, Воля в знании и воля в вере, М., 1893; Е. А. Бобров, О понятии бытия, Казань, 1898. Мы будем анализировать деятельность С. М. Алексеева (Аскольдова) и Н. О. Лосского там, где будем говорить о религиозной философии XX в.

239. Э. Радлов, Очерки истории русской философии, изд. 2, 1920, стр. 14

240. Название статьи переведено с англ. яз. — Прим. ред.

241. Укажем еще другие работы Введенского: Логика как часть теории познания, изд. 3, 1917; Психология без всякой метафизики.

242. Цитаты переведены с англ. яз. — Прим. ред.

243. Названия статей даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

244. Название статьи дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

245. Название диалогов даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

246. Название книги и цитата даны в переводе с англ, яз. — Прим. ред.

247. Цифры приведены Маклаковым в книге «Вторая дума» на основании официальных данных, опубликованных большевиками в «Красном архиве».

248. Г. Вернадский История России, 1944, стр. 194. Название книги переведено с англ. яз. — Прим. ред.

249. Петербург, 1910, изд. «3емля».

250. Цитата переведена с англ. яз. — Прим. ред.

251. Мое впечатление о лице отца Флоренского было другое: оно напоминало мне лицо Спинозы.

252. Цитата дается в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

253. В примечании на стр. 644 в своей книге «Столп и утверждение истины» Флоренский указывает на ряд русских мыслителей, рассматривавших знание как «акт внутреннего объединения познающего с познаваемым».

254. Цитата дана в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

255. Название книги дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

256. П. Флоренский, Столп и утверждение истины, «Путь», М., 1914, стр. 205–206.

257. «Русская мысль», февраль 1917 г.

258. Энциклопедический словарь русского Библиографического института Гранат, т. 44, изд. 7, стр. 144.

259. Цитата переведена с англ. яз. — Прим. ред.

260. Цитата переведена с англ. яз. — Прим. ред.

261. Название книги дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

262. Цитата дана в переводе с англ яз. — Прим. ред.

263. Это и другие названия нижеследующих книг даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

264. Название брошюры переведено с англ. яз. — Прим. ред.

265. С. Булгаков, Свет Невечерний, 1917, стр. 7—11, 12–14; см. также «Лествица Иаковлева», стр. 21, 31 и сл.

266. Сергей Булгаков, Два града (исследования о природе общественных идеалов), М., 1911, т. I, от автора, стр. VII.

267. dramatis personae — действующие лица драмы. Прим. ред.

268. deux ex machina — «бог из машины», искусственное разрешение конфликта, вызванное вмешательством извне. — Прим. ред.

269. У Ф. Энгельса вместо слова «прыжок» дано слово «скачок»; см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, Госполитиздат, 1953, стр. 267. — Прим. ред.

270. incipit riligio — так начинается религия. — Прим. ред.

271. Цитата дана в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

272. Цитата дается в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

273. principia individalionis — неразделимые начала. — Прим. ред.

274. Цитата дана в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

275. Цитаты из «Агнца Божиего», «Утешитель» и «Невесты Агнца» даются в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

276. Цитаты из этой работы даются в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

277. Человеческой природе доступно божественное.

278. Божественной природе доступно человеческое.

279. Цитаты из этой книги даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

280. С. Булгаков, Свет Невечерний, 1917, стр. 334.

281. Это указано митрополитом Антонием.

282. Такова односторонняя, а следовательно, и ошибочная концепция митрополита Антония.

283. Русское слово целомудрие (букв. «мудрость цельности») также означает воздержание, девственность.

284. postmorten — после смерти.

285. Учение о присутствии божественной милости в каждом имени.

286. Название книги дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

287. Название книги дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

288. Название книги дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

289. Концепция металогического различия разбита С. Л. Франком в книге «Предмет знания».

290. Название этой книги и цитаты из нее даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

291. См. Л. А. Зандер, Памяти отца Сергия Булгакова

292. Названия этой и других указанных ниже книг Бердяева даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

293. Цитаты из этой книги даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

294. Цитаты из этой книги даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

295. Цитата дана в переводе с англ. яз. Далее все цитаты из книги «Судьба человека» также даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

296. Цитаты из этой книги даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

297. С этими идеями можно познакомиться по статье «Проблемы человека» в журнале «Путь» № 50 за 1936 г.» стр. 12–26.

298. Неправильно воспроизводить это слово как numen (нумен); на греческом языке оно произносится vodvitevpv (ноуменон), так что звук «о» не должен выпадать.

299. Цитаты из этой книги даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

300. Цитаты из этой книги даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

301. Названия следующих ниже книг даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

302. Cм. Н. Лосский, Учение Лейбница о перевоплощении как метаморфозисе, в сборнике, опубликованном Русским научно-исследовательским институтом в Праге в 1931 г. на русском языке, а также см. на немецком языке в «Archiv fur Geschichte der Philosophiе» XL, 1931 («Архив истории философии»).

303. См. Н. Лосский, Сотворение мира богом, «Путь», 1937, «Veber die Erschaffung der Welt durch Gоtt», Schildgenossen, 1939 («О сотворении мира Богом»).

304. Название этой книги и цитаты из нее даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

305. docta ignorantia — мудрое невежество. — Прим. ред.

306. Bei — sich — selbst — sein Гегеля.

307. Название этой книги и цитаты из нее даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

308. Названия этих произведений и цитаты из них даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

309. О. О. Розенберг, Проблемы буддийской философии, стр. 77

310. См. Гегель, Собрание сочинений, т IV, изд. II, стр. 67

311. Все эти вопросы рассмотрены в моей «Логике», стр. 30–36 (О логических законах мышления)

312. См. Н. Лосский, Метафизика стоиков как подсознательный идеальный реализм, «Журнал философских исследований», IV, 1929. (Названия статьи и журнала даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред)

313. См. некролог, посвященный Болдыреву, в журнале «Мысль» № I за 1922 г.

314. Название этой книги дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

315. Название этой книги дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

316. Название этой брошюры дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

317. «Природа сотворенная и творящая» — вторая (из четырех) стадия в учении Иоанна Скота Эуригены (ок. 810 — после 877 г.), которые проходят Бог и мир в своем развитии.

318. Высший духовный принцип, регулирующий жизнедеятельность организмов.

319. «Биосфера и неосфера», «Американский ученый», XXXIII, 1945; «Научное мировоззрение» «Вопросы философии и психологии» № 65, 1902,

320. См. 3. Гиппиус, Первое собрание, в газете «Последние новости», 13 февраля 1931 г.

321. См. «Пер Гюнт» Ибсена.

322. Гегель, Соч., т. V, Соцэкгиз, 1937, стр. 58.

323. См. там же, стр. 67 и сл.

324. Гегель, Энциклопедия философских наук, 393–400.

325. В моем изложении диалектического материализма я буду ссылаться в основном на следующие книги и статьи: Ф. Энгельс, Диалектика природы, предисловие Рязанова, изд. 4, 1930; В. И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, Соч., т. X; Л. Деборин, Гегель и диалектический материализм, вступительная статья к собр. соч. Гегеля, Т. I, M. —Л., 1929; Б. Быховский, Очерк философии диалектического материализма; И. Луппол, На два фронта, 1930; В. Познер, Диалектический материализм — философия пролетариата, 1933; М. А. Леонов, Очерк диалектического материализма, 1948. Ссылаясь на эти книги, я не буду давать их полные названия.

326. В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 162 Здесь и далее цитаты из В. И. Ленина даны по изд. 4. — Прим. ред.

327. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, Госполитиздат, 1953, стр. 49.

328. В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 133.

329. Здесь и далее римские цифры обозначают страницы вступительной

330. Ф. Энгельс, Диалектика природы, Госполитиздат, 1952, стр. 184.

331. Там же, стр. 197

332. Ф. Энгельс, Диалектика природы, Госполитиздат, 1952, стр. 159.

333. Там же, стр. 203.

334. Там же, стр. 38

335. В. И. Ленин, Соч., т. 21, стр. 38

336. Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 166.

337. В. И. Ленин, Философские тетради, Госполитиздат, 1947, стр. 327.

338. В. И. Ленин, Философские тетради, стр. 328.

339. В. И. Ленин, Соч., т. 21, стр. 38.

340. Деборин, XCV–XCVI; Рязанов, XVIII. Концепция исторического развития, как система, учащая о том, что настоящее возникает под влиянием прошлого как такового, а не только его последствий, непосредственно примыкающих к настоящему, рассматривается в очерке Н. Лосского «Интуитивная философия Бергсона», название этого очерка Лосского дается в переводе с англ. яз. — Прим ред.

341. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч, т. I, стр. 272.

342. Б. Быховский, Очерк философии диалектического материализма, стр. 202, 204; см. также Егоршин, Естествознание, философия и марксизм, 1930, стр. 138; В. Познер, Диалектический материализм — философия пролетариата, стр. 62, 64.

343. Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 197.

344. См., например, Ллойд Морган, Эмерджентная эволюция; С. Александер, Пространство, время и Божество, и др. Названия этих книг даны в переводе с англ. яз. — прим. ред.

345. Цитата дана в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

346. В. И. Ленин, Соч., Т. 14, стр. 157.

347. В. И. Ленин, Соч., стр. 255.

348. Там же, т. 14, стр. 257.

349. Там же, стр. 254.

350. Там же, стр. 157.

351. В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 43–44.

352. В. И. Ленин. Соч., стр. 117.

353. Там же, стр. 288–289.

354. Там же, стр. 35–36.

355. В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 34.

356. Sui generis — своего рода, своеобразный.

357. См. Н. Лосский, Типы мировоззрения; его же, Мир как органическое целое и свобода воли.

358. В. И. Ленин, Философские тетради, стр. 329.

359. В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 122. Подобные же доводы выдвигаются Энгельсом в «Анти-Дюринге».

360. В. И. Ленин. Соч., стр. 288.

361. Там же, т. 14, стр. 91.

362. Там же, стр. 220.

363. Там же, стр. 29.

364. В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 288–289.

365. Г. В. Плеханов, Соч., т. VIII, стр. 395.

366. В. И. Ленин, Соч., т 14, стр. 29; см. также Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, стр. 34.

367. Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 213.

368. Там же.

369. См. В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 89.

370. См. там же, стр. 89—107; Б. Быховский, Очерк философии диалектического материализма, стр. 69.

371. В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 34.

372. В. И. Ленин, Философские тетради, стр. 330.

373. В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 81.

374. Н. Лосский, Метафизика стоиков, «Журнал философских исследований», 1929. Названия статьи и журнала даются в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

375. Н. Бердяев, Генеральная линия советской философии и воинствующий атеизм, Париж, УМКА, 1932, стр. 16. Название книги дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

376. В. И. Ленин, Философские тетради, стр. 327.

377. И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 369.

378. Там же, стр. 369–370.

379. В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 324.

380. Там же, стр. 338.

381. Работы Лесевича: «Опыт критического исследования основоначал позитивной философии», 1887; «Письма о научной философии», 1878; «Что такое научная философия», 1891; Собр. соч. в двух томах, Петроград, 1915.

382. Кроме «Тектологии», Богданову принадлежат следующие работы: «Основные элементы исторического взгляда на природу», 1899; «Познание с исторической точки зрения», 1901; «Эмпириомонизм», в трех книгах, 1905–1906; «Приключения одной философской школы», 1908; «Философия живого опыта», 1923.

383. В. Базаров, Очерки по философии коллективизма, 1909; его же, На два фронта, 1910; его же, На пути к социализму (сборник статей), 1919; А. Луначарский, Религия и социализм, 1903.

384. Работы Юшкевича: «Материализм и критический реализм», 1908; «Новые веяния», 1910; «Мировоззрение и мировоззрения», 1912.

385. Название этой книги дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

386. Сведения о жизни и деятельности Алексеева после 1922 г., когда я был выслан из СССР, сообщены мне профессором И. М. Андреевским.

387. Название этой книги и нижеследующая цитата из письма Алексеева даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

388. Название всех этих книг и статей Чижевского даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред.

389. Цитата дана в переводе с англ. яз. — Прим. peд.

390. Как указывает Радлов в своей статье «Теория познания славянофилов» («Журнал министерства народного просвещения», февраль, 1916).