Примечания
1. Фихте И. Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1993. С. 5.
2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 309.
3. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 69.
4. Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 403.
5. Шлегель Ф. Эстетика Философия. Критика: В 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 104—105
6. Зотов А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений//Вопросы философии. 1991. № 12 С. 21.
7. Соколов В. В. Основной вопрос философии в его историческо-философской конкретике и развитии//Философские науки. 1990. № 8. С. 83.
8. Понятие «метафизика» имеет и другое, не затрагиваемое здесь значение, а именно – философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия.
9. Такой методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть сведены к низшим и объяснены на основе их закономерностей, называется редукционизмом (от лат. reductio – отодвигание назад, возвращение к прошлому состоянию). Редукционизм бывает самых различных видов: механистический – сведение высших форм материи к механической; биологический – сведение социальной формы материи к биологической: психологический – объяснение законов развития общества только психологическими факторами и т. д.
10. Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, заключающийся в абсолютизации относительности познания и проистекающий из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости реальности и отрицания ее относительной устойчивости.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 160.
12. Гете И. В. Избранные философские произведения. М., 1964. С. 369.
13. Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства его учения// Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 163.
14. Конфуций. Лунь Юй. Древнекитайская философия, собрание текстов: В 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 139—151.
15. Гераклит. Фрагменты Гераклита // Материалисты Древней Греции. С. 41—52.
16. Зенон Элейский. Свидетельства о жизни и учении // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 307—314.
17. Платон. Диалоги. М., 1986. См. приложение с. 438, 439, 445, 446, 487, 491.
18. Аристотель. Метафизика. Соч.: В 4 т. Т. 1. С. 70, 146—148, 151—155.
19. Упанишады. Древнеиндийская философия. М., 1972. С. 82—131.
20. Лао-цзы. Хань Фей-цзы. Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 2. С. 224—257; Т. 1. С 277—280.
21. Ксенофан. Свидетельства о жизни и учении // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 160—161.
22. Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении // Материалисты Древней Греции. С. 97—98
23. Конфуций. Древнекитайская философия, собрание текстов: В 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 194.
24. Демокрит. Политика. Фрагменты и свидетельства его учения// Материалисты Древней Греции. С. 167—172.
25. Платон. Государство. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 3. Ч. 1. С. 270—276.
26. Аристотель. Политика. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 409, 462—466, 469, 471—474, 491—492, 506—508, 571—575. 604.
27. Августин. Мир философии. М., 1991. Ч. 1. С. 14, 612.
28. Августин. Исповедь. М., 1991.
29. Там же.
30. См.: Католицизм. Словарь. М., 1991. С. 221.
31. Алъ-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата. 1970.
32. Аль-Фараби. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975.
33. Ибн Сина, Избранные философские произведения. М., 1980.
34. Сагадаев А. В. Ибн-Рошд (Аверроэс). М., 1973.
35. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С. 253.
36. Лоренир Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
37. Там же. С. 58.
38. Монтень М. Опыты М., 1991. С. 12.
39. Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 69.
40. Там же. С. 49, 54. 55, 69, 70.
41. Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. М., 1979—1980.
42. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 247.
43. Там же. С. 229—230, 235—240.
44. Кузнецов Б. Г. Галилей. М., 1964.
45. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т. 2. С. 142—143.
46. Бэкон Ф. Новый органон: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 183.
47. См.: Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.
48. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М-, 1964. Т. 2. С. 49—60.
49. См.: Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.
50. См.: Асмус В. Ф. Декарт. М., 1956.
51. Соколов В. В. Философия Спинозы и современность. М., 1964.
52. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Ч. 1. С. 440.
53. Спиноза Б. Этика. М., 1983. С. 385—386.
54. Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 95—97.
55. Беркли Дж. Сочинения. М., 1979. С. 199, 240—241, 259, 303, 308.
56. Юм Д. Сочинения: В 2 т. М., 1965. Т. 1. С. 104—106.
57. Бэкон Ф. Новый органон. Л., 1935. С. 116—118.
58. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М., 1964. Т. 2. С. 75—76, 77—83.
59. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 411—426.
60. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 395—400.
61. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. С. 196—197.
62. Спиноза Б. Этика. М., 1983. С. 205, 258—262.
63. Ламетри Ж. О. Сочинения. М-. 1983. С. 59—61.
64. Голъбах П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963. Т. 1. С. 66—67.
65. Гольбах П Избранные произведения В 2 т. М., 1963. Т. 1. С. 84.
66. Там же. С. 237.
67. Дидро Д. Избранные философские произведения. М., 1941. С. 143—147.
68. Кондильяк Э. В. Сочинения: В 3 т. М., 1980. Т. 1. С. 72—73, 108.
69. Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938. С. 90.
70. Момджян Х. Н. Философия Гельвеция. М., 1956.
71. Там же. С. 217—218.
72. Гердер И. Г. Избранные сочинения. М., 1959; Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
73. Лессинг Г. Э. Избранные произведения. М., 1953.
74. Мотпрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С. 313—329.
75. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963—1966. Т. 2. С. 117.
76. Там же. С. 126.
77. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 326.
78. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 107—112.
79. Там же. С. 142—143.
80. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 167, 195, 201, 214, 176.
81. Там же. С. 423—484.
82. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 399.
83. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 499.
84. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 302.
85. Фихте Г. И. Избранные сочинения. М., 1916. Т. 1. С. 259.
86. Фихте Г. И. Избранные сочинения. Т. 1. С. 119.
87. Шеллинг Ф. В.И Система трансцендентального идеализма. М., 1936. С. 162.
88. Шеллинг Ф. В. И. Система трансцендентального идеализма. С. 85—86.
89. Гегель Г. В. Ф. Соч.: М., Л., 1929. С. 185—186.
90. Там же. С. 205.
91. Гегель Г. В. Ф. Соч.: М., Л., 1929, С. 344.
92. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990 С 220—378.
93. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1977. Т. 3. С. 394.
94. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 1. С. 422.
95. Там же. С. 228, 315—322, 257, 258, 269.
96. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 1. С. 228—237.
97. Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 233.
98. Гегель. Философия права. С. 279—285, 308—311.
99. Там же. С. 284, 310, 311.
100. Там же. С. 316, 326, 333. 470.
101. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 1. С. 243.
102. Там же. С. 243—244.
103. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2. С. 32, 42, 56,57,61.
104. Там же. Т. 1. С. 128; Т. 2. С. 436, 441, 437.
105. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 1. С. 85.
106. Там же. С. 572.
107. Там же. С. 272.
108. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2. С. 192.
109. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2. С. 30—69.
110. Конт О. Курс позитивной философии. СПб., 1906. С. 36. 85.
111. Конт О. Курс позитивной философии. С. 5.
112. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1971. Т. 3. С. 609.
113. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992. С. 54.
114. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. С. 77.
115. Там же. С. 220.
116. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Свобода воли и нравственность М., 1992. С. 260, 277, 284.
117. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. С. 263.
118. Там же. С. 268.
119. См. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. С. 311—316, 352—354.
120. Там же. С. 378—383, 417 и др.
121. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 25—28; 47—51 и др.
122. См. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 8—9, 27, 94, 136—137 и др.
123. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 18—19.
124. Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. С. 29—31. 43—44.
125. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 28. 45. 66, 78. 98.
126. Там же. С. 334.
127. Маркс К, Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т. 3. С. 36—37.
128. Там же. Т. 21. С. 370—371.
129. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений С. 625.
130. Там же. С 635.
131. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991.
132. Громов М. Н. О своеобразии русской средневековой философии//Философские науки 1990. № 11. С. 49.
133. Мономах В. Поучение//Златоструй. Древняя Русь. X—XII вв. М., 1990. С. 165.
134. Памятники литературы Древней Руси. М., 1984. С. 441.
135. Ильин И. А. О русской идее // Русская идея. М., 1992. С 443
136. См.: Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1 С. 52—53.
137. Крижанич Ю. Политика. М., 1965. С. 381.
138. Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М., 1950. С. 98.
139. Там же. С. 92.
140. Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. С. 93.
141. Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952. С. 315.
142. Там же. С. 331.
143. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. Т. 1. С. 536.
144. Там же С. 538.
145. Там же. С. 537.
146. Хомяков А. С. Сочинения. М., 1900. Т. 1. С. 174.
147. Герцен A. И. Избранные философские произведения. М., 1948. Т. 1. С. 97.
148. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. М., 1949. Т. 2. С. 154.
149. Михайловский Н. К. Полн. собр. соч. СПб., 1906. Т. 1. С. 87.
150. Там же. С. 222.
151. Там же. С. 609.
152. Михайловский Н. К. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 701.
153. Он сам познал «опыт конца», пограничную ситуацию, когда за участие в кружке петрашевцев был арестован и присужден к смертной казни, впоследствии замененной каторгой.
154. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1976. Т. 4. С. 215.
155. Там же. С. 231.
156. Там же. С. 232.
157. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 4. С. 214.
158. Достоевский Ф. М. Из «Дневника писателя»//Возвращение человека. М., 1989. С. 196.
159. Там же. С. 196—197.
160. Толстой Л. Н. Сочинения. М., 1911. Часть 20. С. 64.
161. Федоров Н. Ф. Философия общего дела. СПб., 1913. Т. 2. С. 237.
162. Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Т. 2. С. 203.
163. Федоров утверждал культ предков как основу подлинной религии и выступал за всеобщее спасение, а христианскую идею личного спасения считал безнравственной. На этой почве он разошелся с ортодоксальным христианством.
164. Соловьев B. C. Собр. соч. СПб., 1913. Т. 9. С. 97.
165. Соловьев B. C. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 124.
166. Там же. С. 498.
167. Там же. С. 505.
168. Соловьев B. C. Сочинения: В 2 т. Т. 2. С. 533.
169. Там же. С. 542.
170. Соловьев B. C. Сочинения: В 2 т. Т. 2. С. 534.
171. Там же. С. 535.
172. Соловьев B. C. Русская идея//Русская идея. М., 1992 С. 204.
173. Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание//Н. Бердяев о русской философии: В 2 ч. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 19.
174. Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание//Н. Бердяев о русской философии: В 2 ч. Ч. 1. С. 21.
175. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 239.
176. Бердяев Н. А. Судьба России. С. 290.
177. Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание//Н. Бердяев о русской философии. Ч. 1. С. 23.
178. Там же. С. 24.
179. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.
180. См.: Бергсон А Творческая эволюция. СПб., 1914.
181. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. С. 29—31, 61—68.
182. См.: Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
183. См. Фрейд З. Анализ человеческого «Я». «Я» и «Оно». М., 1990. С. 68—108.
184. См.: Юнг К. Г. Дух Меркурия. М., 1996. С. 319—340.
185. См.: Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев, 1996. С. 89.
186. См.: Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.
187. См.: Хабермас Ю. Демократия, разум и нравственность. М., 1995. С. 129, 163, 185—187.
188. Lyotard G. Le Differend condition postmodeme. P.. 1979.
189. Rorty R Contingency, Erony and Solidarity. Cambridge. 1989.
190. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958.
191. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 1971. С. 39—58. 84—93, 301—309.
192. Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957; Рузавин Г. И. О природе математического знания. М., 1968 (о парадоксах Рассела).
193. Бердяев Н. А. Самопознание М., 1991. С. 118.
194. Там же. С. 118.
195. См.: Добренькое В. И. Неофрейдизм в поисках «истины» (Иллюзии и заблуждения Эриха Фромма). М., 1974.
196. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 242—243.
197. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме// Проблема человека в западной философии М., 1988.
198. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
199. Камю А. Избранное. М., 1990. С. 345—425.
200. Камю А. Указ. соч. С. 345—425.
201. Социальная философия франкфуртской школы. М., 1975. С. 104.
202. Marcuse H. One-demensional Man. Boston, 1964; Essay on Liberatipn. Boston, 1964; Psychoanalyse und Politik, Fr./M. 1980.
203. Шелер М. Положение человека в космосе// Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 31—96.
204. Там же. С. 90.
205. Плеснер Г. Ступени органического и человека// Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 99.
206. Там же. С. 101—102.
207. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 24—25, 439—466.
208. Там же. С. 342.
209. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 119—120.
210. Кун С. Структура научных революций. М., 1975. С. 28.
211. Там же. С. 41.
212. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции (Структура развития науки). М., 1978.
213. Зиневич Ю., Федотов В. Проблемы теории развития науки и методологический анархизм П. Фейерабенда // Вопросы истории естествознания и техники. 1980. № 3. С. 53—60.
214. Бунге М. Философия физики. М., 1975.
215. Гадамер Х. Г. Истина и метод. М., 1991.
216. Гадамер Х. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 50.
217. Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М., 1995. С. 130.
218. См.: Рикер Я. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995; Его же. Герменевтика, этика, политика. М., 1995.
219. Моуди Р. Жизнь после жизни. М., 1990.
220. Антология мировой философии. Т. 1. 4. I. C. 295—296.
221. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969. С. 295—296.
222. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. С 275—276.
223. Там же. С. 322.
224. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. С. 552—553.
225. Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2. С. 185—186.
226. Лооский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 264.
227. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6—7.
228. Там же. Т. 42. С. 265.
229. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131.
230. Ньютон И. Математические начала натуральной философии// Известия Николаевской морской академии. Вып. IV. Пг.. 1915. С 30.
231. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел 1, Гл V. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 51.
232. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 391.
233. Мы приводим ее с сокращениями.
234. Вопросы философии 1976. № 9.
235. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21.
236. Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980. С. 30—34.
237.
238. Системные исследования. Ежегодник 1971. М, 1972 С 5—17
239. Урманирв Ю. A. Начала общей теории систем//Системный анализ и научное знание. М., 1978. С. 7—41.
240. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1, 3.
241. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 284.
242. Винер И. Творец и робот. М., 1966. С– 82—83.
243. Глинский Б. А. Философские и социальные проблемы информатики. М., 1990; Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
244. Медиатизация – внедрение новых средств связи с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации.
245. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. С. 19.
246. Социология Конта в изложении Риголажа СПб., 1898. С. 55.
247. Конт О. Дух позитивной философии. С. 19.
248. Спенсер Г. Научные, политические и философские опыты. СПб., 1866. С. 444—454, 459.
249. Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1898. С. 237.
250. Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч.: В 2 т. СПб., 1899. Т. 1. С. 229.
251. Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 235.
252. Там же. С. 314.
253. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев, 1899. С. 4.
254. Дюркгейм Э. Указ. соч. С. 55.
255. Там же. С. 111.
256. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 306.
257. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 307.
258. Уорд Л. Очерки социологии. М., 1901. С. 135.
259. Там же. С. 90.
260. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. Гл. IX. «Философия желаний.. СПб., 1897.
261. Уорд Л. Очерки социологии. С. 90.
262. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. С. 86.
263. Там же. С. 86.
264. Уорд Л. Очерки социологии. С. 13.
265. Тард Г. Социальная логика СПб., 1901. С. 103
266. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892. С 149.
267. Тард Г. Законы подражания. С. 20.
268. Там же. С. 89.
269. Тард Г. Законы подражания. С. 72.
270. Там же. С. 143.
271. Там же. С. 347.
272. Парето В. Чистая экономия. Воронеж, 1912. С. 1.
273. Там же. С. 3.
274. Там же. С. 4.
275. Лавров П. Л. Исторические письма. Избр. пр.: В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 43.
276. Там же. С. 45.
277. Памяти П. Л. Лаврова. Пг.. 1922. С. 250.
278. Михайловский Н. К. Соч. СПб., 1898. Т. 1. С. 3.
279. Лавров П. Л. Избр. соч. М., 1934. Т. 1. С. 417—418.
280. Бердяев Н. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. СПб., 1901 С. 141.
281. Виндельбанд В. Что такое философия?// Прелюдии. СПб., 1904. С. 2.
282. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911. С. 91.
283. Виндельбанд В. История и естествознание// Прелюдии. С. 320.
284. Там же. С. 324.
285. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. С. 111—112.
286. Там же. С. 91.
287. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. СПб., 1904. С. 508.
288. Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908. С. 140—142.
289. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. С. 195.
290. Риккерт Г. Философия истории. С 104
291. Цит. по: Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность М., 1991. С. 75.
292. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 346.
293. Там же. С. 352.
294. Там же. С. 365.
295. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1923. С. 111.
296. Шпенглер О. Закат Европы. С. 113.
297. Там же. С. 31.
298. Шпенглер О. Пруссачество и социализм. Пг., 1922. С. 6.
299. Там же. С. 22.
300. Бердяев Н. А., Букшпан Я. М., Степун Ф. А. и др. Освальд Шпенглер и закат Европы. М., 1922. С. 5—6.
301. Там же. С. 33, 34.
302. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 80.
303. Там же. С. 80.
304. Там же. С. 224.
305. Тойнби А. Постижение истории. С. 251—259.
306. Там же. С. 469.
307. Там же. С. 518.
308. Сорокин П. A. Система социологии. Пг., 1920. Т. 1. С. 9—12.
309. Там же С. 38—40.
310. Там же. С. 81.
311. Сорокин П. А. Проблема социального равенства. Пг., 1917. С. 23.
312. Там же. С. 42, 43.
313. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 269—280, 294
314. Там же. С. 433.
315. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. С. 429.
316. Сорокин П. Социокультурная динамика// Человек Цивилизация. Общество. С. 427.
317. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. С. 16.
318. Морено Дж. Социометрия/ Пер. с англ. М., 1958. С. 38.
319. См.: Тернер Дж. Структура социологической теории/ Пер. с англ. М., 1985. С. 103.
320. Там же. С. 58—60.
321. Социология сегодня. Проблемы и перспективы/ Под ред. Р. Мертона, Л Брума, Л. Котрелла; Пер. с англ. М., 1965. С. 30.
322. Там же. С. 43, 53—56.
323. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. С. 102.
324. Там же. С. 167.
325. Там же. С. 196.
326. Фрейд 3. Избранное. М., 1969. Т. 1. С. 277.
327. Цит. по: Браун К.-Х. Критика фрейдо-марксизма/ Пер. с нем. М., 1982. С. 139. 140.
328. Там же. С. 143.
329. Цит. по: Кельнер М. С., Тарасов К. Е. Фрейдо-марксизм о человеке. М., 1989. С. 78.
330. Кельнер М. С., Тарасов К. Е. Фрейдо-марксизм о человеке. С. 79.
331. Там же. С. 120.
332. Там же. С. 75.
333. Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные социоэконо-мические последствия: Реферат. ИНИОН АН СССР. М., 1990. С 3—4.
334. Там же. С. 7.
335. Там же. С. 8.
336. Гегель. Философия права. Ч. 3. Раздел 2: Гражданское общество М., 1990.
337. Там же. С. 256, 257.2
338. Вятр Ежи. Социология политических отношений/ Пер. с польск. М., 1979. С. 350.
339. Там же. С. 352.
340. См.: Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980.
341. Уледов А. К. Структура общественного сознания М., 1968. С. 180.
342. Монтескье Ш. Л. О духе законов. Избр произв. М., 1966. С. 350.
343. Там же. С. 350—352.
344. Дорст Ж. До того, как умрет планета. М., 1968. С. 13.
345. Литературная газета. 1987. 19 авг.
346. Там же.
347. Экологическая ситуация как объект исследований (Материалы общего собрания Академии наук СССР) // Вестник Академии наук СССР. 1989. № 5. С. 62.
348. Вестник Академии наук СССР. 1989. № 5 С. 13.
349. Там же. С. 15.
350. См.: Меморандум в защиту природы // Экологическая альтернатива. М.: Прогресс, 1990.
351. Сытник К. М., Брайон А. В., Гордецкий А. В. Биосфера, экология, охрана природы. Киев, 1987. С. 239.
352. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.
353. Кант И. Сочинения– В 6 Т. М., 1963—1966. Т. 2. С. 192, 204.
354. Тайлор Э. Первобытная культура. С. 18. 22.
355. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное М., 1989. С. 559—560.
356. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. С. 574.
357. Это замечание необходимо сделать, поскольку в современной философии существует особое направление, которое также носит название «философская антропология». В этом случае данный термин употребляется в узком смысле. Он означает преимущественно немецкое философское течение в философии XX в.. берущее свое начало у М. Шелера и получившее развитие у Г. Плеснера. А. Гелена, Э. Ротхакера и др. Основная задача философской антропологии в этом узком смысле сводится к изучению и обоснованию сущности собственно человеческого бытия и человеческой индивидуальности, попытке объяснить из человека не только его собственную природу, но и смысл окружающего мира. В этой связи Шелер полагал, что все центральные проблемы философии можно, по существу, свести к проблеме человека (См.: Шелер М. «Положение человека в космосе/ /Проблема человека в западной философии. М., 1988).
358. Анимизм (от лат. anima, animas – дух, душа) – совокупность фантастических представлений о наличии души как независимого начала у человека, животных, растений и других предметов.
359. Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 238.
360. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 63, 259, 378.
361. Там же. С. 379.
362. Там же. С. 283.
363. Там же. С. 67.
364. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. С. 379.
365. Валла Л. О наслаждении//Антология мировой философии: В 4 т. М., 1970. Т. 2. С.81.
366. Гоббс Т. Избранные сочинения. М., 1926. С. 257.
367. Гольбах П. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. М., 1924. С. 9.
368. Кант И. Сочинения. М., 1966. Т. 6. С. 351.
369. Кант И. Сочинения. Т. 6. С. 351.
370. Кант И. Сочинения. Т. 6. С. 366.
371. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 85.
372. Гегель. Философия права. М., 1990. С. 97.
373. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1956. Т. 12. С. 22.
374. Герцен. А. И. Избранные философские произведения. М., 1948. Т. 2. С. 314.
375. Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения. М., 1951. Т. 3. С. 251.
376. Соловьев B. C. Собрание сочинений: В 10 т. СПб., 1911. Т. 3. С. 121.
377. Бердяев Н. А. О русской философии. М., 1991. Ч. 1. С. 20—21.
378. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 328—329.
379. Антропогенез (от греч. anthropos – человек и греч. genesis – происхождение) – учение о происхождении человека.
380. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 221.
381. Урысон М. И. Дарвин, Энгельс и некоторые проблемы антропогенеза // Советская этнография. 1978. № 3. С. 12.
382. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 151.
383. Там же.
384. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993. С. 193.
385. Там же. С. 193.
386. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 265.
387. Wilson E. O. Introduction: What is sociobiology?//Sociobiology and human nature. Ed. by M. S. Gregory. S-Fr., 1978. P. 2.
388. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 188.
389. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного//Вопросы философии. 1988. № 1.
390. Adler A. Superiority and social interest. N.Y., 1979. P. 215.
391. Fromm E. The sane society. L., 1963. P. 14.
392. Фромм Э. Адольф Гитлер – клинический случай некрофилии. М., 1992. С. 27.
393. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 176.
394. Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание//Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 21.
395. Толстой Л. Н. Сочинения. М., 1911. Ч. 20. С. 69.
396. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
397. Кант И. Сочинения; В 6 г. М., 1966. Т. 5. С. 469.
398. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 179.
399. Гегель. Философия права. М., 1990. С. 404.
400. Он же. Политические произведения. М., 1978. С. 372.
401. Shibutani Т. Society and personality. N.Y., 1961. P. 105.
402. Новгородцев П. И. Об общественном идеале М., 1991 С. 198.
403. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии М., 1990 С. 306.
404. Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности Тексты М., 1982 С. 110.
405. Камю А. Бунтующий человек//Философские науки. 1989. № 7. С. 123.
406. Ситарм К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. №4. С. 116.
407. Уайтхед А. И. Избранные работы по философии. М., 1990. С 560.