К истории проблемы

В этом состоит древнейшее и все же всегда новое понимание. Уже Анаксагор говорил о разуме (nous), что он есть единственно лишь «для себя» (eph' heautou: Фр. 12). Для Аристотеля человек в своей свободе есть «ради самого себя» (hautou heneka: Met. I, 982 b, 25); это формула широчайшего исторического значения[31]. Фома Аквинский говорил о «redicio completa in seipsum» (in libr. de causis), Декарт – об «ego cogitans» (о самого себя сознающем Я).

Лейбниц в противовес чистой «перцепции» (восприятию) образовал понятие «апперцепции» (самовосприятия или самосознания). Кант трансформировал это понятие в «трансцендентальную апперцепцию» (чистое «я мыслю») как наиболее внутреннее условие единства сознания. Он также настаивал на том, что человек как личность «никогда не должен использоваться всего лишь как средство», но всегда «должен рассматриваться как цель сама по себе»[32]; в самоотнесении, а значит, в свободном нравственном собственном решении коренится безусловная ценность личности.

Это остается значимым и для идеализма, для Фихте, который говорит об «относящем себя к себе дело-действии [Tathandlung]»[33]; тем более для Гегеля, у которого дух есть «при-себе-бытие» и «для-себя-бытие» – в этом состоит его свобода. Сознательное самообладание есть свободное самораспоряжение. Ведь дух «имеет единство не вне себя, он постоянно находит его в себе, он есть в себе и при себе самом»; он «есть при-себе-самом-бытие, и именно то же самое есть свобода»[34]. В-себе-, при-себе- или для-себя-бытие, отношение себя-к-себе – в этом сущность духа.

Подобным образом Хайдеггер говорит не о духе, а о существовании: «Существование есть самость, т. е. сущее, которое, пребывая, предоставлено ей […]. Однако то, ради чего существует существование, – это оно само […]. Существование существует ради себя» (WdG 37f.); это дословно соответствует «hautou heneka» (ради самого себя) у Аристотеля.

Приведенные высказывания, пусть даже в контексте различных способов мышления, тем более подтверждают общее основное понимание при-себе-бытия духа. Однако оно заключается лишь в исполнении акта – как в акте вопрошания, так и в других сознательных актах знания, воления и т. п.